ВР может на неделе рассмотреть пять антикоррупционных законопроектов Зеленского

image
9 Вересня 2019, 15:11
Поділитися:

9 сентября 2019 г. 15:07

На этой неделе Верховная Рада (ВР) может продолжить рассмотрение антикоррупционных законопроектов президента Владимира Зеленского, среди которых – о введении единоличной формы управления в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), об уголовной ответственности за незаконное обогащение, о трансформации Генпрокуратуры в Офис Генпрокурора.

Об этом KV стало известно из законопроектов, опубликованных на сайте ВР.

Законопроект президента Владимира Зеленского №1025 “О внесении изменения в Закон Украины “Про Высший антикоррупционный суд” (относительно начала работы суда)” от 29 августа 2019 года должны устранить проблему перегрузки ВАКС делами и проводить судебные разбирательства уголовных производств только по коррупционным преступлениям и в разумные сроки.

В частности, аносируемыми изменениями предлагается изложить в новой редакции пп “х” пп 3 п. 2 раздела VI “Заключительные и переходные положения” закона, согласно которому подсудность ВАКС как суда первой, апелляционной инстанций, распространяется на уголовные производства, сведения о которых внесены в Единый реестр досудебных расследований, кроме уголовных производств, досудебное расследование в которых осуществляется или осуществлялось НАБУ и завершено прокурорами САП.

Предусмотрено, что в ВАКС передаются все уголовные производства, досудебное расследование в которых завершено прокурорами САП и судебное разбирательство которых судами первой, апелляционной инстанций не завершено до дня начала работы ВАКС.

Читайте: В Украине начал работу Высший антикоррупционный суд

Законопроект президента Владимира Зеленского №1009 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства” предусматривает, в частности, следующие изменения:

из Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) и Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” исключаются, нормы, которые не соответствует Конституции Украины, и запрещают без согласия ВР осуществлять обыск народного депутата, досмотр его личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения, а также вмешиваться в тайну переписки, телефонных разговоров и другой корреспонденции;

НАБУ и ГБР предоставляется право самостоятельно осуществлять снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей в рамках проведения негласных следственных и розыскных действий – то есть прослушивать телефонные разговоры;

изымаются из УПК изменения, которые были приняты в 2017 году о порядке исчисления и продления сроков досудебного расследования, назначение и проведение экспертизы, возможности обжалования уведомления о подозрении;

суды получают право не назначать залог при тяжких и особо тяжких преступлениях. Ранее следственные судьи при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязаны были определить альтернативный размер залога, который мог быть значительно меньше и позволял легко выйти на свободу и уклоняться от следствия;

устанавливается положение, что все изъятые при обыске вещи, считаются временно изъятым имуществом;

прокуроры смогут излагать сокращенную версию обвинительного акта;

НАБУ разрешается набирать в штат тайных сотрудников-агентов

Читайте: По воле президента: до 1 октября ВР должна принять закон “О концессии”

Законопроектом президента Владимира Зеленского №1031 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов” от 29 августа 2019 года, предлагается карать коррупционеров лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет – в случае, если стоимость приобретенных активов превышает доходы подозреваемого более, чем на 12 тыс. гривен.

К активам относятся денежные средства – наличные и безналичные, в том числе, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финучреждениях, иное имущество, имущественные права, нематериальные активы, объем уменьшения финансовых обязательств, а также работы или услуги.

Законопроект также вводит институт взыскания в доход государства необоснованных активов.

Под расследования будут попадать все покупки активов в течение четырех лет до дня вступления в силу закона, если разница между стоимостью активов и законными доходами в 500 и более раз превышала размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на день вступления в силу данного законопроекта.

Иски о незаконном обогащении будут обеспечиваться наложением ареста на имущество и/или денежные средства. Выявлять необоснованные активы и собирать доказательства будут НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), а в определенных законом случаях – ГБР и Генеральная прокуратура. Дела будут рассматриваться ВАКС.

Читайте: Верховная Рада отменила неприкосновенность нардепов (видео)

Законопроектом президента Владимира Зеленского №1029 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции” от 29 августа 2019 года, предлагается внести изменения в закон “О предотвращении коррупции”:

Форму правления НАПК изменить с коллегиальной на единоличную, а председателя НАПК назначать на должность решением Кабмина на открытом конкурсном отборе.

Формировать состав конкурсной комиссии по отбору председателя НАПК при участии представителей международных организаций.

В состав конкурсной комиссии не могут входить лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Обеспечить гарантии независимости председателя НАПК путем определения исчерпывающего перечня оснований для досрочного прекращения его полномочий – заключения комиссии по проведению независимой оценки эффективности деятельности НАПК о неэффективности работы, которая будет проводиться каждые два года независимыми экспертами, предложенными международными организациями. В изменениях к закону определены основные положения о деятельности указанной комиссии.

С целью усиления способности НАПК осуществлять возложенные на него функции, обеспечить гарантии его независимости:

предоставить председателю НАПК полномочия создавать не более шести территориальных органов НАПК;

устранить законодательные пробелы для обеспечения надлежащего доступа на конкурсный отбор.

Предлагается усилить механизмы подотчетности НАПК:

предусмотреть проведение каждые два года внешней независимой оценки эффективности деятельности НАПК;

предусмотреть создание подразделения внутреннего контроля с целью обеспечения добропорядочности работников НАПК;

определить детальные требования к ежегодному отчету НАПК.

На уровне закона урегулируется обязательное создание или определение уполномоченных подразделений (уполномоченных лиц) по вопросам предотвращения и выявления коррупции в органах власти разного уровня.

Читайте: Зеленский анонсировал начало процессов над чиновниками-коррупционерами этой осенью

Законопроект также усовершенствует механизм финансового контроля и устраняет другие недостатки, содержащиеся в законе “О предупреждении коррупции”, в частности:

уточняется определение терминов “близкие лица”, “члены семьи”, определяется термин “юридические лица публичного права”;

изменяется подход к “предотвращению конфликта интересов в связи с наличием у лица предприятий или корпоративных прав”;

исправляются недостатки в описании информации, которая должна быть отражена в декларации;

расширяется содержание сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии субъекта декларирования;

во исполнение рекомендаций международных организаций предлагается исключить из сферы действия раздела VII закона “О предотвращении коррупции” (“Финансовый контроль”) иностранцев – нерезидентов, которые входят как независимые члены в состав наблюдательного совета государственного банка, государственного предприятия, государственной организации;

НАПК будет определять порядок отбора деклараций для проведения обязательной полной проверки на основании оценки рисков, а также в автоматизированном режиме распределять их среди своих сотрудников;

кандидаты на внеочередных выборах не будут представлять декларации.

Читайте: Зеленский анонсировал начало процессов над чиновниками-коррупционерами этой осенью

Законопроектом президента Владимира Зеленского № 1032 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры” от 29 августа 2019 года, предлагается:

Изменение названия Генеральной прокуратуры в Офис Генерального прокурора. После проведения аттестации сотрудников “прокурорская” вертикаль примет вид: Офис Генерального прокурора, областные прокуратуры, окружные прокуратуры. Генпрокурор получает право ликвидировать и реорганизовывать окружные и областные прокуратуры.

Ликвидация военных прокуратур и сохранение права генпрокурора в случае необходимости создавать специализированные прокуратуры;

Сокращение штата прокуратур – количества работников органов прокуратуры снизится с 15 тыс. до 10 тыс. человек.

Генпрокурор сможет утверждать:

стратегию развития прокуратуры;

систему оценки качества работы прокуроров;

порядок измерения и регулирования нагрузки на прокуроров;

порядок рассмотрения обращений по ненадлежащему исполнению прокурором должностных обязанностей, установленных для соответствующей административной должности.

Лица, с высшим юридическим образованием и стажем работы в сфере права получат больше возможностей участвовать в отборе на замещение должностей во всех органах прокуратуры.

Повышение базового должностного оклада прокурора с 12 до 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Установление ограничения в размере 25% для максимального размера премии прокурора по результатам календарного года, начисляемой исключительно в соответствии с оценкой работы прокурора.

Прокуроры, должны будут пройти аттестацию в порядке, предусмотренном ““Заключительным и переходным положениям” данного законопроекта. Аттестация не распространяется на прокуроров САП.

Аттестация прокуроров будет проводится кадровыми комиссиями;

Временно, до 1 сентября 2021, останавливаются полномочия квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров. При этом Генпрокурор будет утверждать:

порядок проведения отбора сотрудников кадровыми комиссиями;определять порядок замещения временно вакантных должностей;назначать лиц на административные должности в Офисе Генпрокурора и на должность руководителей областной прокуратуры (с одобрения Комиссии по отбору руководящего состава органов прокуратуры);определять порядок рассмотрения дисциплинарных жалоб кадровыми комиссиями о совершении прокурором дисциплинарного проступка и осуществления дисциплинарного производства;определять порядок принятия решения кадровыми комиссиями по результатам дисциплинарного производства.

Читайте: Рябошапка намерен каждую неделю привлекать к ответственности высокопоставленных чиновников

Напомним, на прошлой неделе народные депутаты передали для рассмотрения в Конституционный суд законопроект президента Владимира Зеленского №1014 “О внесении изменений в статью 106 Конституции Украины (относительно закрепления полномочий Президента Украины образовывать независимые регуляторные органы, НАБУ, назначать на должности и освобождать от должностей директора НАБУ и директора ГБР)”.

Путем дополнения ст. 106 Конституции двумя новыми пунктами (11-1 и 12-1 о полномочиях президента) этим законопроект предлагается право главы государства:

назначать и освобождать от должностей в порядке, определенном законами Украины, директора НАБУ и директора ГБР;

образовывать независимые регуляторные органы, осуществляющие государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах, назначать на должности и освобождать от должностей их членов в порядке, определенном законами Украины.

Читайте: Конституция от Зеленского: 300 нардепов и народ, как субъект законодательной инициативы

Фото: официальный сайт президента Украины

КиевVласть

Джерело: КиевVласть – новости столицы и столичного региона