Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО

image
22 Лютого 2021, 17:54
Поділитися:

Разные районы Киева появлялись в разные периоды истории, и сохранили в себе соответствующую атмосферу. Есть как древние места, вроде Старого Киева, так и современные, только строящиеся микрорайоны. А есть район ДВРЗ, который был построен во времена раннего СССР, и до сих пор отражает архитектурные особенности того времени. Журналисты 44.ua решили рассказать, когда и как строился район, чем он примечателен, и почему так называется.

Дарницкий вагоноремонтный завод в Киеве

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Константин Бунилин

Дарницкий вагоноремонтный завод Киева — это районообразующее предприятие, которое строилось с 1934 по 1937 год, а работать начало еще на этапе строительства, в 1935. Собственно, благодаря этому заводу и появился жилой массив, и благодаря нему получил свое название — ДВРЗ.

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, - ФОТО, Фото: Retroua

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Retroua

Вагоноремонтный завод является крупным производством, особенно развитым в 1960-1980-е годы. В 1990-е производство сильно сократилось, однако, завод работать не перестал и функционирует до сих пор, занимаясь ремонтом и производством составов.

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, - ФОТО, Фото: Константин Бунилин

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Константин Бунилин

Датой основания ДВРЗ считается 1930 год, а жилой район начал появляться с 1934 года. То есть, одновременно с заводом. Поскольку на местности организовывалось настолько мощное предприятие, было решено построить целый жилмассив для работников.

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, - ФОТО, Фото: Retroua

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Retroua

Начиналось все с одного барака-общежития, называемого «Бабкин барак», по фамилии бригадира Ивана Бабкина, который его и строил. Первый барак не сохранился после войны, но одновременно с ним, в 1930-е, начали строить сразу несколько домов вдоль шоссе ДВРЗ (Алматинская).

Развитие ДВРЗ и архитектура киевского жилмассива

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, - ФОТО, Фото: Retroua

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Retroua

В 1934 году была отстроена первая часть района, состоящая из двухэтажных домов. Однако, проект был раскритикован, поскольку массив не соответствовал типу нового социалистического городка. Поэтому, в 1935 году, за проектирование взялись архитектор Прицкер и инженер Гиммельфарба. Они запланировали район на двадцатитысячное население.

По новому плану, в районе решили сделать проезжие части, трамвайную линию, и даже велодорожку, что для 1935 очень необычно, поскольку это современное веяние. Также выделили место для медицинских учреждений, парка и школы. За год было сооружено несколько двухэтажных жилых домов, часть из которых была построена по отельному типу.

В 1936 году открыли трамвайную линию. Также была построена школа и начали строиться уже 3 и 4-этажные дома. На момент 1939 года, в массиве ДВРЗ проживал 3851 человек. Однако, с приходом войны все изменилось, и в 1943 году район был сожжен практически полностью, а восстанавливали его в 1940-е и 1950-е годы.

Большинство зданий обновили, во многом силами немецких военнопленных. А отстроили все в основном в том же виде, в каком оно было до разрушения. То есть, веяния 1940-50-х годов не особо повлияли на архитектуру ДВРЗ, и в старых домах и сооружениях до сих пор можно узнать архитектуру 1930-х. Однако, вместе с реконструкцией жилмассива, были построены и новые здания.

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, - ФОТО, Фото: Арсеній Чугуй

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Арсеній Чугуй

В 1950-е, в свою очередь, появились и новые номера улиц. До этого, весь жилмассив фактически относился к шоссе ДВРЗ (ул. Алматинская). Из довоенных сооружений сохранилось 23 дома, включая школу и детский сад. Также в 1950-е появился частный сектор и клуб, а несколько объектов являются культурными или индустриальными.

ДВРЗ в Киеве сегодня

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, - ФОТО, Фото: Светлана Дерипаска

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Светлана Дерипаска

На данный момент, жилой массив ДВРЗ — это своеобразный памятник старой социалистической индустриальной архитектуры. Как уже упоминалось, основная застройка выполнена в 1930-1950-е годы. Позднее, появились и новые дома, но они несколько отделены от классического ДВРЗ.

Вагоноремонтный завод работает, а примерное население жилого массива составляет 15.000 человек. ДВРЗ находится в Днепровском районе Киева, граничит с Лесом и более новым районом Лиски. Основной улицей в жилмассиве по-прежнему является Алматинская.

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, - ФОТО, Фото: Википедия

Архитектура 1930-х и первая велодорожка: история жилмассива ДВРЗ в Киеве, – ФОТО, Фото: Википедия

В целом это довольно необычный, во многом индустриальный, но своеобразный и достаточно красивый район, в котором стоит побывать.

Напомним, что ранее мы рассказывали о жилмассивах Академгородок и Беличи.

Джерело: Новости Киева